ШКОЛА. КРАЕВЕДЕНИЕ. ИНФОРМАЦИЯ. ДИЗАЙН
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
МЫ - ИССЛЕДОВАТЕЛИ
 
АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА КОЛОЯРЦЕВА-ЛАПКО - ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА ШОФЕР
 

Передо мной альбом «Первая – женщина шофер» и две вырезки из газеты «Гудок» - за 1929 и 1932 годы. На одной - снимок: группа учащихся автотехнической школы, среди них черноволосая, круглолицая девушка. На второй - репортаж – «Шофер Лапко – победительница общемосковского техбоя». В двадцатые, тридцатые годы газеты часто писали об Александре Колоярцевой - Лапко – первой женщине –водителе Москвы. А ведь Александра Ивановна - наша землячка, да к тому же выпускница школы № 4. И я решил написать работу об этом человеке, поставив перед собой следующие цели:
1. Привлечь внимание к истории старейшего учебного заведения, которому в этом году исполняется 130 лет;
2. расширить краеведческий кругозор учащихся, ввести в научный оборот новую краеведческую информацию;
3. познакомить с выпускниками школы, выдающимися людьми не только нашего города, но и всей страны.
4. -популяризировать деятельность наших земляков , через выступления перед учащимися и учителями гимназии № 4, на городском слете юных краеведов.
В процессе работы над темой были поставлены следующие задачи:
-наиболее полно осветить биографию А.И. Колоярцевой - Лапко;
-рассмотреть ее трудовую и общественную деятельность;
- изучить письменные источники.
Я использовал поисково-исследовательский метод; систематизировал и обобщал материал; анализировал его.
Итак, родилась АлександраКолоярцева в Пензе и училась в средней школе № 4, где еще учились шесть ее братьев и сестер. В нашем музее сохранились письма А.И. Колоярцевой (по мужу Лапко). В одном из них она пишет: «из стен школы № 4 г. Пензы выходили люди честные, трудолюбивые. Это вы, учителя, привили нам быть достойными гражданами своей Родины мы гордимся что учились в этой школе и всегда помним ее. С уважением шофер Лапко – Колоярцева». (1)
Семья Колоярцевых была большая только детей семь ртов. Отец до революции служил в лавке купца Мартынова, начинал мальчиком на побегушках. Жила семья в непроходящей нужде. По куску хлеба да пустой чай – вот и весь завтрак. Мать окончила только церковно-приходскую школу, но умница была и детям своим все твердила, что надо учиться.
Первой в 1927 году уехала в Москву Евгения Колоярцева, за ней потянулись остальные. Причина – желание учиться. В двадцатые годы ехали за университетами, конечно же, в Москву. За Евгенией потянулись остальные братья и сестры. Все выучились, все вышли в люди. Евгения стала кандидатом педагогических наук, награждена орденом Ленина; брат Николай окончил Военное училище, дослужился до полковника, пришел с войны с пятью орденами и шестью медалями. Умер в 1971 году. Анатолий 35 лет проработал на заводе, начинал с токаря и дошел до начальника цеха . Умер в 1964 году.Лидия – инженер –экономист, Юлия – заместитель начальника отдела, Алевтина – инженер – химик по стройматериалам.
В 1927 году уехала из Пензы и Александра. На первых порах работала дворником, техничкой, воспитателем в детском саду. Однажды увидела объявление: «Набор на курсы шоферов». И отправилась на Пресню в автотехническую школу. Она была первой девушкой, рискнувшей стать шофером. Только возникла сложная проблема – курсы были платные, 160 рублей. А Александра получала 40 рублей в месяц. Два места были бесплатными. И Александре Колоярцевой предложили оставить заявление. Дома не все одобрили желание Александры, брат Анатолий ругался и говорил, что это не женское дело.
Александру Ивановну приняли на курсы. Она была единственной девушкой среди 40 мужчин, в основном бывших ломовых извозчиков и просто извозчиков. Учились на «бенцах», «мерседесах», «бьюиках», отечественных машин еще не было. Девушка увлеклась профессией невероятно, и относилась к ней, как к чудо-юду. В школе ее уважали, избрали старостой группы. Закончила учебу и стала работать в Наркомате связи на «обелькаре» - машине типа «Москвич». Бывало, сломается что-то, копается в ней Александра, а прохожие усмехаются. Это был позор. Девушки тех лет, когда соперничали с мужчинами, не должны были уступать им ни в чем. И тогда Александра Ивановна решила участвовать в техническом бое московских водителей. Готовилась к нему под руководством одного инженера. На победу не надеялась – куда там: одна среди 2000 маститых, опытных шоферов. И все-таки она победила. Было это в 1932 году. А в 1933 году во всесоюзном конкурсе заняла третье место. 1935 год – участие в автопробеге.
Но самой трудной своей дорогой Александра Ивановна считала Каракумский пробег 1936 года.
30 июля 1936 года в московском парке культуры и отдыха им. М. Горького был дан старт Большому женскому автопробегу Москва – Кара-Кумы-Москва. В пробеге участвовали только женщины, их было 45. Самой старшей участнице было 34 года, самой молодой – 20 лет. Водители, а их было 28, прошли 10 000 километров на стареньких газиках Горьковского завода. С ними были корреспонденты, кинооператоры, инженеры, слесари. И все - женщины. Среди них корреспондент «Вечерней Москвы « Файкина, технорук пробега Ира Садова , командор
А.П. Волкова, помощник командора по политчасти С. Орлова, врач пробега
Н.Н. Багрова, помощник по хозяйственной части Т.И. Ромашинаидругие.
С 30 июля по 30 сентября 1936 года длился пробег Москва – Каракумы – Москва. По немыслимым дорогам, через Уральские горы, Ала-Тау, по топям, горящим торфяникам, где впереди за метр ничего не видно, по солончакам и пустыне вели они машины. Где вели, а где и несли на себе. Возьмутся десять человек и тянут. Ни одна из участниц не сошла с трассы.
Пробег был и агитаторским. Участницы автопробега выступали перед жителями Казахстана, Чувашии, Башкирии, Татарии, пропагандируя Конституцию 1936 года.
30 сентября – финиш. Задание выполнено в срок. 10000 километров пройдено через 6 Союзных и автономных республик, 12 краевых и областных центров, 53 города и около 500 селений. Автопробег пересек 160 рек.
В газете «Правда» № 280 от 10 октября 1936 года читаем: «Поздравляю участниц автопробега с успешным выполнением задания. Горячий привет женщинам – победительницам. И. В. Сталин» (2).
В Постановлении ЦИК СССР «О награждении участниц Первого Большого Женского автомобильного пробега» читаем: «…наградить участниц пробега: Почетной грамотой ЦИК СССР: 3. Лапко А.И. – водителя машины автобазы Московского управления почтовой связи».
После пробега А.И. Лапко приглашали работать в ГАИ, на другие почетные места. Не пошла. Работала механиком, а затем водила почтовый автобус. В войну на грузовике перевозила дрова, соль, другие продукты. Только хлеб не могла – боялась взять на себя такую ответственность.
После войны служила в военном ведомстве, возила военных врачей, пока не ушла на пенсию. Общий трудовой стаж Александры Ивановны Лапко составил более 40 лет. Она - ветеран автоспорта, награждена многими Почетными грамотами, юбилейными медалями «За победу над Германией», юбилейной медалью к 800-летию г. Москвы.
В 1978 году Александра Ивановна приезжала в Пензу на 60-летний юбилей родной школы. « В отношении себя сообщаю, что на 60-летии школы непременно буду я и две мои сестры (Колоярцева (Лапко) А.И., окончившая школу в 1927 г. и Колоярцева А.И., окончившая в 1931 г.) Нам троим обязательно потребуется гостиница», – пишет в своем письме Колоярцева – Тихомирова. (3)
Последние сведения об А.И. Лапко мы почерпнули из газеты «Советская Россия» № 72 от 27 марта 1982 года. Где в статье Т. Панина «Они блестяще «обошли» мужчин» читаем : «Александра Ивановна Лапко – одна из первых женщин в городе( Москве), «рискнувших» стать профессиональным водителем. Ровно полвека назад, в 1932 году, с общемосковского конкурса на почетное звание «Первый шофер Москвы» она, блестяще «объехав» мужчин, увезла титул победителя». (4)
К сожалению, о дальнейшей судьбе А.И. Лапко нам ничего неизвестно. Мы обращались с просьбой к краеведу В.Ф. Ефремову, которые сейчас работает в ГАПО с фондами нашей школы, но и в архиве пока никаких документов про учащихся Колоярцевых не найдено.
В перспективе – поиск и переписка с родственниками Колоярцевой -Лапко, работа с разделом № 780 ГАПО.
В результате проделанной работы были выполнены основные намеченные задачи. Данная работа может быть использована на уроках по историческому краеведению, а также на уроках истории при изучении тем по истории СССР 20 – 80 ых годов 20 века, при проведении внеклассных воспитательных мероприятий, при подготовке экскурсионных материалов.

Ресурсы

1. Материалы музея истории школы № 4:

2. Альбом «Первая женщина – шофер»;

3. Поздравительная открытка А. Лапко-Колоярцевой учащимся школы № 4 г. Пензы от 7.11.78

4. Письмо Колоярцевой – Тихомировой в школу № 4 г. Пензы от 5.06.78 г. Поздравительная телеграмма А. Лапко - Колоярцевой в адрес коллектива учителей школы № 4 г. Пензы

5. Письмо А. Лапко в школу № 4 г. Пензы от 23.09.82 г.

6. Газета «Гудок» № 112 за 1929 год

7. Газета «Гудок» № 176 1932 год

8. Газета «Правда» № 280 от 10 октября 1936 года

9. Газета «Пензенская правда» № 239 1978 года

10. Газета «Советская Россия» № 72 от 27 марта 1982 года

   
2012. Ноябрь
Автор: Кожеуров Максим, ученик 9А класса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АРХИВЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
         
   

МБОУ многопрофильная гимназия №4 "Ступени" 440026 г. Пенза, Володарского, 1
тел/факс 8(8412)562375
e-mail: stupeni@guoedu.ru

© shkid 2012

   
Hosted by uCoz